Элементы композиции – линия, форма и др.

Элементы цветочной композиции

Элементы цветочной композиции

 Элементы цветочной композиции

Для того, чтобы составить красивый букет, необходимо знать правила его построения. Сложная аранжировка из цветов, веток, коряг, листьев, злаков тем более потребует знания основных элементов композиции и умелого их использования. К элементам композиции относятся точка, линия, форма, поверхность, масса, цвет, освещение, пропорции, акцент, контраст, равновесие и др. Существуют законы композиции, действующие во всех видах изобразительного искусства. Начинающему аранжировщику предлагаются некоторые основные правила и приемы, которыми прежде всего следует руководствоваться:

  • – в качестве залога удачной композиции правильное расположение, сочетание и соотношение цветов, зелени и вазы по размеру, форме и цвету,
  • – естественное, асимметричное размещение растений разной высоты в вазе,
  • – четкость, выразительность линий, образуемых растительным материалом,
  • – широкое использование, наряду с цветами, ветвей, трав, камней, плодов, коряг и т.п.
  • – соответствие аранжировки интерьеру и назначению,
  • – соблюдение масштабности и других основных выразительных элементов композиции – пропорции, равновесия, контраста, акцента и т.д.

 

Элементы композиции: точка

Точка может взять на себя роль акцента, т.е. главную, наиболее важную, сильную, эффектную часть композиции. У точки отсутствует какое-либо направление, но зато она имеет вес, а поэтому может быть центром притяжения взгляда. Такой точкой в аранжировке может быть пучок травы или кусок декоративного материала, красивый цветок (или их группа), особо привлекательный своей формой, окраской, но может быть и какой-либо примечательный крупный лист, необычное сочетание растений по фактуре, форме и цвету.

 

Элементы композиции: линия

От этого элемента зависит форма композиции, так как именно линией она отграничивается от всего окружающего мира. Линия, в отличии от точки, имеет направление, поэтому кажется, что она течет, движется и живет. У человека при виде линии возникают различные чувства. Горизонтальная линия в аранжировке дает ощущение спокойствия, фундамента, земли, выражает плоскость и холод.

Вертикальная линия как бы восходит к свету, выражает высоту и тепло, поэтому чаще воздействует празднично и радостно. Наклонные линии могут действовать различно. Те из них, которые поднимаются слева направо и вверх, вызывают активность, сообщают настроение подъема, взлета. Спускающиеся вниз слева направо выражают пассивность, вызывают чувство печали, скорби.

С помощью линий можно выразить динамичность аранжировки и даже задать ей определенную скорость. Вертикальная падающая линия дает ощущение ускорения, поднимающаяся – замедления. Движение ее слева направо всегда будет казаться более быстры, чем в обратном направлении.

Линия может быть легкой и весело взвивающейся, извилистой и волнообразной, зажатой и напряженной, нервной и жесткой. Это необходимо учитывать, если аранжировке придается определенный характер. Наклонные линии, выходящие под разными углами из одной точки, прозвучат громко и дадут ощущение остроты, а они же, будучи одинаковой длины, как бы замкнутые в круге, выразят мягкость.

Это свойство используется в букете бидермейер. Кроме того, при включении в аранжировку падающих линий надо стремиться, чтобы их верхушки приподнимались. Иначе у зрителя создается тягостное ощущение обреченности. Даже ампельные растения следует подбирать с поднятыми кончиками. Это внушает надежду. Разорванная линия, выполненная грубой веткой, может восприниматься как символ тяжелых условий жизни. Плодородие, изобилие, силу и спокойствие можно выразить наклонной линией из ветки, усаженной набухающими почками. Все эти линии возникают из ритма и характера роста растений, нужно только их заметить, выделить и использовать в аранжировке.

Если необходимо создать образ бесконечного, полного силы стремления к росту ввысь, можно использовать такие растения, как аконит, дельфиниум, наперстянка, сансивьера, вербаскум и др. они дают почти перпендикулярные, устремленные вверх линии. В аранжировке они требуют свободного жизненного пространства, поэтому их не нужно закрывать другими растениями, иначе они потеряют свой образ и красоту.

Стремящиеся ввысь и развертывающиеся в конечной точке во все стороны линии роста можно получить, используя лилии, стрелиции, амариллис и др. Их несущая сила – стебель, должен в композиции оставаться на виду. Он не может быть ни закрыт, ни укорочен. Эти растения лучше всего помещать в середине букета, так как они требуют свободного пространства не только над собой, но и вокруг себя. В таком случае благородные формы их цветов могут проявить себя в полной мере.

Линии роста, взвивающиеся вверх и в стороны имеют гвоздика, фрезия, тюльпан, гербера, форзиция, хлорофитум и многие травы. С их помощью можно получить диагональ, разлагающуюся на составляющие: горизонтальную, обозначающую «солнце уходит к закату» и вертикальную – «полдень». В зависимости от угла наклона диагонали аранжировке можно придать тот или другой характер.

Лучеобразно расходящиеся линии роста дают юкка и кордилина. Эти растения должны стоять совершенно свободно, в крайнем случае их можно соединить только с подчиненными растениями.

Извилистые, волнистые и причудливые линии дают лианы – плющи, клематисы, бугенвиллии, актинидии и др. Ниспадающие линии можно получить с помощью ампельных растений и плакучих форм древесных пород. Эти растения могут играть роль посредника между растениями и сосудом.

Есть среди линий, используемых при составлении композиции, еще одна, которая носит название «линии красоты». Эту изогнутую S – образно линию называют также по имени ее создателя, английского художника 18го века У. Хогарта. Художник сумел обнаружить эту линию в цветах и других служащих украшением формах, например, в корсетах. Она придает композиции своеобразную форму, так как сама является эталоном красоты и изящности.

 

Элементы композиции: расположение

Построение композиции (геометрическое) может быть основано на двух принципах построения живой природы – симметрии или асимметрии. Симметричные композиции как бы делятся воображаемой осью на две равные части, где величина, форма, цвет одинаковы как зеркальное отражение одного и того же предмета. Они производят впечатление строгости, парадности, уравновешенности. Асимметричную композицию невозможно разделить на две равные части. Они свободнее, живописнее, соответствуют естественному характеру роста растений.

Можно взять за основу аранжировки схему строения соцветий цветочных растений – колос гладиолуса, зонтик укропа, метелку сирени и др. Вариантов расположения растительного и вспомогательного материалов в таком случае как по принципу симметрии, так и асимметрии может быть бесконечное множество.

 

Элементы композиции: форма

Форму букета определяют его назначением , характером цветов, формой вазы и замыслом аранжировщика. Он может быть круглой, овальной, вертикальной, S- и L-образной, треугольной, серповидной. Вертикальную форму можно создать используя соцветия в виде колоса на прямом и жестком стебле у шалфея, аконита, гладиолуса, дельфиниума. С помощью этих же растений можно получить и овальную форму, если установить их не жестко вертикально, а под небольшим углом, с более широким использованием зелени.

Крупные цветки округлой и шарообразной формы пиона, циннии, гвоздики, розы, герани придают эту форму всей композиции, если в ней отсутствуют другие цвета. Их размещают в центральной части композиции. Если шарообразную форму создают не отдельные крупные цветки, а соцветия растений с нежной тонкой ажурной листвой и мелкими изящными цветками (гипсофила, аспарагус, дрожалка, тысячелистник) , то их располагают в верхней части композиции.

Для композиций треугольной формы ассортимент цветов более разнообразный. При этом высота треугольника будет зависеть от их высоты. Строгость формы помогут поддержать ветки различных растений – туи, можжевельника, дуба, ивы и др. Злаки травы, ветки деревьев и кустарников играют значительную роль и в аранжировках S-образной и серповидной форм. Их значение возрастает в композициях всех асимметричных форм.

Основные элементы цветочной композиции

Элементы композиции: объемность

Аранжировщику надо следить, чтобы цветы и ветки не стояли в одной плоскости, а создавали бы впечатление объемности, многоплановости. Особенно ощутима глубина композиции, когда 1-2 небольших веточки или цветка ставят в тыльной части и наклоняют их назад.

 

Элементы композиции: пропорции

В аранжировке очень важна соразмерность – определенное соотношение частей между собой и целым, чаще всего между размерами (высотой и диаметром) вазы, цветов над ней и всей композиции. Такие соразмерности называются пропорциями. С древних времен основой пропорции считается «золотое сечение». Эта гармоничная пропорция возникает при делении линии на два неравных отрезка. При этом меньший отрезок относится к большему, как больший к целому. В цветочной аранжировке это выражается в принятом соотношении 3 : 5 = 5 : 8, то есть в композиции высотой, равной 8 частям, 3 части составляет высота вазы, 5 частей – высота цветов над ней. Если ваза низкая, то вместо ее высоты в соотношении участвует диаметр. Указанные пропорции размеров глаза человека воспринимают с наименьшей затратой энергии, отсюда ощущение гармонии. В различных школах икебаны пользуются соотношениями размеров букета и вазы, характерными для данной школы.

 

Элементы композиции: поверхность

Структура поверхности растений воспринимается человеком как жесткая и мягкая, блестящая или матовая, гладкая или шероховатая и т.п. Поверхность одних растений напоминает человеку шелк, парчу или  бархат, других – металл, стекло или фарфор. Особенности восприятия поверхности обязательно должна учитываться в аранжировке при создании определенного образа и при подборе растений.

Шелковистую поверхность имеют цветки розы, гвоздики, душистого горошка, плодовых деревьев. Для них подойдут сосуды из стекла, фосфора и глазурованной керамики. Бархатистый вид имеет листовая бегония, шерстистый – стахис. С бархатистой и шерстистой поверхностью гармонирует неглазурованная керамика. Металлический вид  имеет листва фикуса, камелий, антуриума, пеперомий и др. Для этих растений подходят металлические и фарфоровые сосуды. Фарфоровую поверхность имеют цветки тюльпана, цикламена, орхидеи, нарцисса, ландыша. Их красота наиболее полно проявляется в стеклянных и фарфоровых сосудах.

 

Элементы композиции: масса

Растения в аранжировке могут быть представлены в единичном виде и в виде массы. В единичном, т.е. в виде одиночного растения, эффектно выглядят розы, орхидеи, гвоздики. Они требуют совершенно свободного, возвышающегося над другими растениями, положения. В таком виде они проявляют свою элегантность и выразительность. Эти растения можно объединить и в малые группы, но только в больших аранжировках. В малые группы можно собрать также тюльпаны, нарциссы, цикламены, азалии, пуансеттии.                                                                                     В массовые формы собирают большинство цветов летников и двухлетников (бархатцы, маргаритки, виолы, ноготки, незабудки и др.) , мелколуковичных (сцилла, печеночница, камнеломка) растений. При этом соединяют много цветов и располагают их под высокими растениями. Иногда массовые формы используют для изображения животных, строений, слов и т.п. Подобное растрачивание цветов расценивается как отсутствие  вкуса у аранжировщика. Масса может образоваться и из хвои сосны или ели, листьев. Она сгущает окраску отдельных цветков, дает ощущение силы, веса, создает акцент. Если располагаются рядом две или три массы, то все внимание аранжировщика сосредоточено на их гармоничном или контрастном сопоставлении.

 

Элементы композиции: контраст

Это один из излюбленных приемов в аранжировке, создающий эмоциональность, необычность художественного эффекта. Так, рядом с образовавшейся массой или крупным листом располагают изящные тонкие прямые или изогнутые линии. Рядом с листом глянцевидной поверхности – опущенные растения, с ветками и цветами замысловатых очертаний – лаконичные, с темной зеленью – светлая пятнистость и т.д.

контраст и цвет - элементы композиции

Элементы композиции: свет

На восприятие композиции влияет освещенность. При ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона. На юге глаз различает меньше оттенков, чем в средней полосе. Днем человек максимально чувствует красные тона, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых лучей. В сумерки сначала потухает и сереет красный цвет, затем желтый, позднее – зеленый и синий, но синий цвет не сереет и не темнеет, а наоборот становится светлее, т.е. ярче.

При газовом освещении цвет бледнеет, при свече – краснеет, при электрическом свете, который ближе всего к дневному, отклонения различны при разной интенсивности света. Сильнее всего изменяет окраску цветной искусственный цвет: при красном освещении белый цвет кажется красным, красный цвет при зеленом свете кажется коричневым, при синем – фиолетовым. Оранжевый при зеленом свете – желтым, при красном – красно-оранжевым, при синем – коричневым. Условия освещения и его влияние на цвет необходимо принимать во внимание при аранжировке, особенно при украшении комнат, интерьеров общественных зданий и витрин.

Интересно, что некоторые растения могут сами в темноте светиться. Этим свойством обладают вербена, настурция, красная лилия, герань.

Знание линий роста растений, формы, цвета, света и других элементов композиции, а также умение их использовать при аранжировке растений поможет достигнуть гармонии, работая с меньшим количеством материала. Стремление втиснуть в композицию все имеющиеся растения, коряги, ветки, декоративный материал, вместо того, чтобы выбрать те элементы композиции, которые подходят друг другу, глубоко ошибочно, так как «выразительность скупа, а все лишнее безобразно».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.